Детский футбол в Воронеже жил, жив и будет жить!
Боюсь предположить, но не ошибиться, — что наличие в любом городе своей «Чайки» будет верхом гордости всего бомонда. Культурного. Мы же сегодня поговорим о бомонде спортивном. Если быть точнее — футбольном. И поводов порадоваться тут, поверьте, ничуть не меньше. Конечно, это не гордо реющий Буревестник, и не глупый Пингвин со своим жирным телом. Это просто наша «Чайка», которая прилетела на воронежскую землю, дабы доказать, что детский футбол здесь жил, жив и будет жить!
«Нет полей — а мы играем! Денег нет — мы забиваем! Бьют нас — пусть, не замечаем!» Это, наверное, и есть девиз той замечательной команды, название которой не резануло бы слух самого Антона Павловича Чехова. Антоши Чехонте уже давно нет в живых, но использовать его задумки есть кому в нашем мире. О них и пойдет наш дальнейший рассказ. Не пропустите.
Хочу сразу с благодарностью отметить, что фейс-редактором всей этой экскурсии стал дедушка футболиста «Чайки» Алексея Цымбалюка Владимир Алексеевич Бартеньев. Спасибо ему большое!
Летят «Чайки»
У мужиков сквозь длинный спор
Такой случился разговор:
«Давай с тобой всех победим,
Команду-супер создадим?»
Нашли мячи и майки —
И полетели «чайки»!
В свое время команда «Чайка» была создана — и до сих пор существует — на общественно-родительских началах и энтузиазме тренеров. Что удивительно: ни те, ни другие не ропщут. «Я горжусь этой работой, — говорит тренер команды и ее идейный вдохновитель Владимир СТЕПАНИЩЕВ. — Работая с готовым материалом, то есть со взрослыми футболистами, думаешь только о результате. Здесь же ты должен посадить дерево, вырастить и собрать с него плоды. Это во сто крат сложнее. Зато, когда удается, эмоций многократно больше. Для меня главное — не научить человека играть в футбол (сам это сделает, если захочет), а научить его мыслить на поле».
Александр Бескровный — легенда воронежского футбола — решил передавать свой огромный опыт детям, со старшим коллегой он почти во всем согласен. Но монолог еще одного тренера «Чайки» будет чуть позже. Пока идет игра. Важнейшая и принципиальнейшая игра, в которой «Чайку» экзаменует легендарный «Факел». Замечу: годом старше наших героев. Одним из самых активных болельщиков «Чайки» на стадионе в течение всего матча был директор СДЮСШОР № 15 по футболу, защитник легендарного «Факела» середины 80-х Сергей Стукалов. К слову, Степанищев и Бескровный являются штатными сотрудниками той самой СДЮСШОР № 15, а «Чайка» для них что-то вроде хобби. «Я восхищаюсь игрой. Прежде всего, наших ребят, которые на год младше, — говорит Сергей. — Володя и Александр в свободное от работы время тренируют еще какую-то команду? Да на здоровье, если это идет во благо детей! Мы все живем и работаем для достижения лишь одной цели: привлечь в футбол как можно больше ребят».
Пролетают «Чайки»
Мяч в ворота залетел —
Эка незадача.
Скоро вдруг второй поспел —
Мы опять не плачем.
Ну давай, вперед, вперед,
«Чайкина» пехота!
Только третий друг «кладет»
В наши же ворота.
Я не ставил перед собой цель во всех подробностях описывать матч «Чайки» и «Факела», свидетелем которого стал. Хотя игра того заслуживала. Гренадеры «Факела» если и переигрывали «поклонников Чехова», то только в росте, физической мощи (что естественно, учитывая разницу в возрасте) и в счете. А вот это было неестественно. Самые преданные болельщики «Чайки» — родители — разводили руками и подходили в перерыве ко мне с риторическим вопросом: «Почему?» У меня для них были заготовлены свои, более конкретные, вопросы. Первым в сферу внимания вашего корреспондента попал Михаил Солдатов, сын которого Петя и стал автором самого злосчастного автогола: «С приходом Бескровного ребята преобразились просто на глазах и заиграли. Команда стала командой. Прогресс наметился во всех направлениях».
Про бедовый гол потом, утирая слезы, рассказал сам Петя: «Получил травму партнер по обороне, я занял не свое место при подаче углового. Так случилось, что, пытаясь выбить мяч, срезал его в свои ворота. Переживаю жутко». Пара-тройка мужских слов вернули Петю в адекватное состояние, после чего он уже всерьез вспомнил свои мечты о медалях самого высокого достоинства.
И все же самыми эмоциональными болельщиками дня были члены семьи Аристовых. Почему? Вы сейчас сами все поймете, ознакомившись со стенограммой нашего общения со всеми (кроме самого Степана, который находился на поле) членами этой спортивной семьи.
Папа Сергей: Совершенно случайно бывший тогда тренером Олег Чернышов пригласил нашего сына на занятия. За время тренировок Степа прибавил во всех компонентах футбола, сбросил вес, даже в жизни стал себя увереннее чувствовать. Мы не ставим больших задач — главное, чтобы был здоровым. А уж становиться чемпионом или нет — пусть выбирает сам. Я в свое время выбрал — играю в футбол до сих пор и без чемпионских званий не страдаю.
Мама Светлана: Моя недолгая спортивная карьера связана с акробатикой. В один момент пришлось выбирать между ею и музыкой. Выбрала второе, о чем сейчас, наверное, жалею.
Дочь Вероника (в неполные три года ее переводчиком стала мама): Хотела заняться женским футболом, но папа сказал, что он в нашем городе умер. Теперь выбираю между двумя гимнастиками. Время еще есть.
Теперь вы поняли, какие люди кружат вокруг нашей «Чайки»? Время перерыва подходило к концу, футболисты получали последние наставления от тренеров. А мне суждено было услышать еще несколько слов перед продолжением футбольного действа от одного из пап-болельщиков:
— Максим Баранов, отец Георгия Баранова, — бойко представился он. — Сыну здесь очень нравится, за что я благодарен нашим тренерам. Они друг друга гармонично дополняют. Команда вышла на приличный уровень, каждый знает свое место и свою задачу на поле. Пусть, играя со старшими, мы пока в чем-то уступаем по антропологическим данным — не беда, это дело наживное. Ребята набираются необходимого игрового опыта, и это главное. У моего сына большие амбиции, он хочет добиться многого именно в этом виде спорта, поэтому ему необходимо сражаться с серьезными соперниками, чтобы самому стать сильнее.
«Чайка» атакует и проигрывает
Много в жизни контрастов найдешь:
То герой, то виновный безвинно.
Гол под возгласы «браво» забьешь.
Иль обидно пробьешь в крестовину.
Второй тайм стал бенефисом «Чайки». «Стая» летала по полю, не обращая внимания на огненное «дыхание» «Факела». И гол капитана «чаек» Макара Макарова стал вполне логичным завершением игры с подавляющим преимуществом «лилипутов» перед «великанами». Очень скоро Макар мог стать дважды героем ордена «Чайки», но его чудо удар из разряда неберущихся коварно приняла на себя крестовина. «Обидно до слез, — сокрушается Макар. — Быть может, это попадание и не принесло бы нам очков, но гол получился бы красивый». И все-таки Макар не расстраивается, понимая, что впереди у него большое будущее. А уж каким оно будет — дело его рук, точнее — ног. О серьезной футбольной карьере мечтает и Даниил Степанищев, сын тренера «Чайки». Но этого «Месси воронежского пошиба» ежедневно преследует другая проблема. «Тренироваться под руководством отца сложно, — признается Даниил. — Ошибается вся команда, а отдуваться всегда приходится мне. И на выездах, и дома».
Красивый поединок на красивом поле школы № 98, к горечи игроков «Чайки», ее тренеров и многочисленных поклонников, так и закончился с печальным для них счетом 1:3. Однако тренер соперника, прекрасно известный всем любителям футбола форвард «Факела» середины 80-х годов Владимир Харин, лестно отозвался о юной «Чайке»: «Смелый и правильный ход — перейти на возрастную ступень выше. Это только способствует развитию детско-юношеского футбола. Шустрые ребята, которые задали моим пижонам жару. Моим будет наука — ведь к каждому сопернику необходимо относиться с уважением, — а молодежь из «Чайки», надеюсь, поймет, что при желании можно бороться с любым противником. Дай Бог им успехов в этом турнире и в дальнейшей футбольной карьере».
Тем временем главный «чайковод» Владимир Степанищев летал по административно-рабочим делам, поэтому отдуваться перед журналистом пришлось его коллеге Александру Бескровному. Заранее сообщу, что со своей задачей мой старинный приятель по временам легендарного «Факела» справился блестяще.
Одна «чайка» хорошо, а две — лучше
Пусть для кого-то он Бескровный.
Ребенка каждого лелеет,
Считает сыном своим кровным,
Поймет, пригреет, пожалеет.
— Уже год работаю в этом клубе по приглашению Владимира Ильича Степанищева. Команда хорошая, достаточно много перспективных ребят. Что касается финансирования, то к бюджетным ресурсам мы не имеем никакого доступа. Вся экономическая составляющая держится на родителях: инвентарь, аренда полей, поездки, участие в турнирах. Для детей это, конечно, прекрасная возможность хотя бы на время оторваться от ненавистных для нас компьютеров. Совсем лишить их этого сомнительного «удовольствия» удается только на выездах, где мы всю эту электронику просто-напросто отбираем: перед ответственными матчами детям необходимо как следует отдохнуть.
— Можно ли выделить в команде нескольких ребят, которые в футболе могут достичь реальных высот?
— Так далеко загадывать тяжело. Три-четыре одаренных парня есть, но их фамилии я, по понятным причинам, называть не хочу. Сейчас они являются лидерами команды. Но ребята растут, поэтому уже завтра все может поменяться.
— Переход команды в другую возрастную категорию себя оправдал?
— Однозначно — да. Мы впервые вышли на большое поле, до этого играли на половине его. То, что мы пока проигрываем, не беда. Психологических травм ребята от этого не получают. Скорее, наоборот. От них не ждут звездных побед, поэтому они играют в свое удовольствие. Уступая сопернику в росте и весе, они вынуждены больше думать, быстрее принимать решения. Это в футболе немаловажный фактор.
— Мне показалось, что, уступив в росте, в силе и в счете, вы соперника «передумали». Это так?
— Для меня идеалом футболиста является не тот, который умеет быстро бегать и сильно бить, а тот, кто думает на поле на два-три шага вперед. Эту идею я и прививаю своим воспитанникам.
— У вас в тренерском штабе существует разделение труда?
— Работаем параллельно, не разделяясь на главного и помощника. У меня немного больше футбольного опыта, Ильич чуть больше внимания уделяет организационно-административной работе. А в остальном мы как Путин с Медведевым.
— Работа со взрослыми и с детьми: в чем больше плюсов и минусов?
— Со взрослыми, конечно же, проще, но не так интересно. Здесь больше эмоций, импровизации, педагогики, если хотите. И потом, мы работаем с исходным материалом. Поэтому во многом от нас зависит, станут ли эти мальчишки большими футболистами.
«Чайка» — как символ демократии
Если все сказали «да»,
А один ответил «нет».
Его мнение всегда —
Это их приоритет.
Когда наш общий футбольный праздник уже подходил к концу, у входа на стадион было организовано импровизированное родительское собрание. Обсуждалась поездка команды на турнир в Нижний Новгород. Вопрос, прежде всего, финансовый. Голосование, замечу, велось по протоколу и по всем подобающим правилам. И когда почти все уже сказали свое «да», один из пап вполне резонно заметил: «Месси из моего оболтуса уж точно не вырастет. А вот сложить 2+2 или выучить правило «жи-ши» не помешало бы. Зачем снова срывать детей во время учебного года? Неужели в течение каникул не проходят никакие турниры?»
Сказано — сделано. Тут же выяснилось, что в дни осенних каникул проходит турнир в Дагомысе, куда заявиться проще, да и условия там получше.
Вот такая она, «чайковская» демократия имени Степанищева и Бескровного. А что?! Мне понравилось. Да и ребята довольны. И Антон Павлович Чехов, уверен, одобрил бы. Я, конечно, сомневаюсь, что в нашем городе появятся театральные подмостки, носящие имя гордой птицы. А вот стадион имени гордой команды уже есть!