Валерий КАРТАШОВ: Бассейн «Спартак» — заслуженный ветеран

На этой неделе спортивный комплекс «Спартак» отпразднует 50-летний юбилей!

За это время история объекта оказалась неразрывно связана со многими событиями, происходившими в спортивном мире Воронежа. Об этом «Игрок» и решил поговорить с известным пловцом, который долгое время трудился на посту директора бассейна, а теперь контролирует его жизнедеятельность в ранге директора областного спортивного клуба профсоюзов.

САМЫЙ СТАРЫЙ

— Даже не верится, что столько времени прошло, — честно признался мастер спорта СССР по плаванию Валерий КАРТАШОВ. — Кажется, что все было совсем недавно, если не вчера, то позавчера уж точно. Я тогда в составе сборной Воронежской области по плаванию серьезно готовился к выступлениям на летней Спартакиаде народов СССР. И тут на исходе зимы 1971 года поступило предложение принять участие в показательных выступлениях в честь открытия бассейна «Спартак». Поэтому нет ничего удивительного в том, что мои ассоциации в отношении этого спорткомплекса в основном связаны с плаванием. Хотя это достаточно разноплановый спортивный объект.

— Валерий Петрович, а сколько в то время было бассейнов в Воронеже?

— «Спартак» стал третьим. Первый в городе открыли в 1959 году — это известный бассейн авиазавода, второй — на заводе тяжелых механических прессов. В настоящий момент оба прекратили свое существование, получается, что «Спартак» — самый старый плавательный спорткомплекс в столице Черноземья. В «Буране» базировались две спортивные школы по плаванию, которые курировались спортивными обществами «Зенит» и «Спартак». Они серьезно конкурировали друг с другом в спортивной части. Воды не хватало катастрофически. Ведь, помимо секций плавания, там же занимались воспитанники ДЮСШ водного поло и прыжков в воду. И все это на маленьком пятачке 25-метрового бассейна «Буран». Поэтому новость о том, что в 1966 году в ДСО «Спартак» приступили к реализации плана по возведению нового бассейна, была воспринята в спортивном сообществе Воронежа с большим воодушевлением. Стройка была масштабная, длилась пять лет. А тренеры и воспитанники старших возрастов постоянно участвовали в подсобных работах и субботниках.

ПЕРВЫЕ ЗАПЛЫВЫ

— Вы за какое спортобщество выступали?

— Начинал в «Спартаке», но потом вместе с моим тренером, работавшим в педагогическом институте, перешел в ДСО «Буревестник». При этом не вписывался в рамки общепринятой тогда концепции о том, что все этапы спортивного развития должны соответствовать возрасту. Каждый год надлежало выполнять определенные нормативы и квалификационные требования. А я считался переростком, пришел в 14 лет, когда люди уже заканчивают с плаванием. Только добиваться побед и показывать достойные результаты мне это нисколько не мешало.

— Получается, что вы оказались в ряду спортсменов, которые первыми участвовали в заплывах на водных дорожках «Спартака»?

— Да, соревнования, как сейчас помню, приурочили к празднованию 23 февраля. Конечно, это было событие очень большого масштаба по меркам города. Какое-то время пришлось осваиваться на новом месте. Понятно, что «Спартак» на тот момент был более современный и оснащенный, но для большинства пловцов, в том числе и меня, родным считался зенитовский бассейн. На следующий день директор «Бурана» ГЛАЦЕР встретил чуть ли не у порога: «Ну что, какие первые впечатления?»  А когда в ответ услышал: «Михаил Львович, да что там может понравиться? Неуютно, холодно, не то что наш «Буран», родной и уютный», — для него это было как бальзам на сердце. Это потом судьба так распорядилась, что моя жизнь оказалась тесно связана со «Спартаком».

— Интерес к плаванию в Воронеже после этого повысился?

— Безусловно. В истории воронежского плавания немало достойных страниц, связанных с успехами на отечественном и мировом уровне. Не открою большой тайны, если скажу, что все здесь в большей степени зависит от тренера, его квалификации, опыта, амбиций. Когда специалист ставит перед своими воспитанниками большие задачи — тогда появляются хорошие результаты. Делаю вывод из своей практики: спортсмены всегда видят, как их тренер относится к делу. Если спустя рукава, украдкой поглядывая на часы, то и отдача будет соответствующая. А когда наставник энергичен и фонтанирует идеями, то и пловцы буквально заряжаются дополнительной энергией.

НЕЛЕГКИЙ ХЛЕБ

— Отличный повод коснуться темы преемственности тренерских кадров в Воронеже.

— Одними из первых следует выделить Григория Ивановича Ярошенко и Ирину Борисовну Максименко. Она буквально горела на работе, а супруг больше занимался проблемами материально-технического обеспечения. Один раз даже произошел анекдотичный случай, о котором потом долго вспоминали. Заместитель председателя городского исполкома являлся большим любителем плавания. Понятно, что в «Спартаке» для него был зеленый свет, он приходил поплавать, когда хотел. И вот идет дневное занятие, дети выполняют упражнения на дорожках, тренер со свистком у бортика — и тут появляется солидного вида мужчина в плавках и начинает спускаться в воду. Ирина Борисовна не растерялась и решительно пресекла эту попытку, заявив, что не позволит мешать проведению тренировки. Высокий чиновник от такого напора оторопел и был вынужден ретироваться. А в семье тренеров потом случился небольшой скандал, муж не поскупился на критику в адрес жены за то, что мешает выстраивать правильные отношения с властью. Как бы то ни было, Максименко воспитала серебряного призера Олимпийских игр 1976 года Андрея Богданова, много мастеров спорта СССР. Александра Чаева, на Играх 1980 года в Москве финишировавшего вторым за Сальниковым на полуторке, тренировали Вячеслав Семенович Алексеев и Виктор Яковлевич Любарь — мой, кстати, однокурсник по институту. Игорь Иванович Глебов воспитал Михаила Хрюкина — серебряного призера первого чемпионата мира по плаванию, мастера спорта международного класса Юрия Спасовходского, плюс большую группу мастеров спорта. Юрий Александрович Курбатов проявил себя как вдумчивый и хороший тренер. Но после этой плеяды произошел какой-то провал, лет на двадцать. Не называя фамилии, приведу один пример. Встречаюсь как-то с одним наставником, а он гордо заявляет о том, что его воспитанница в финале Б чемпионата России показала седьмой результат. Получается, что человек занял 15-е место — а тренер этим хвалится. Как это понять? Да в мое время на соревнованиях РСФСР мы в призерах были, всегда возвращались с медалями. А тут лет пять назад смотрю состав участников чемпионата России — 800 пловцов, Москва, Волгоград, Пенза — есть, а Воронежа — нет. Даже к Кадурину обращался по этому вопросу. На одной из коллегий департамента физкультуры и спорта был докладчиком по проблемам плавания. Как раз Александр Александрович Попов возглавил областную федерацию. Вот он серьезно взялся за дело, и результаты не заставили себя ждать. Были учреждены призы за рекорды области, задействованы другие стимулирующие факторы. И сейчас появился у нас очень хороший и амбициозный специалист. Олег Цветковский приехал из Узбекистана, начинал в Воронеже фактически с нуля. А сейчас у него девочка в сборной России. Тренерский хлеб нелегкий, подчас неблагодарный, поэтому таким людям необходимо создавать максимально комфортные условия для работы.

11 МИЛЛИОНОВ!

— Хоть ассоциации со «Спартаком» в первую очередь и связаны с бассейном, вы отметили разноплановость этого спорткомплекса. Можно об этом подробнее?

— Пожалуйста. До 1995 года, получается почти четверть века, там был гимнастический зал с единственной в Воронеже поролоновой ямой. Это позволяло отрабатывать сложнейшие элементы. И хоть он считался больше женским, а «Динамо» — мужским, именно в «Спартаке» Александр Ткачев готовил свой знаменитый перелет. Фехтовальщики тренировались одно время, Модзалевский свой опыт передавал. Но как-то они не прижились. Одно время я серьезно увлекался атлетической гимнастикой, так в «Спартаке» появился тренажерный зал. Сейчас у нас упор на художественную гимнастику. Большое внимание уделяем игровым видам спорта, в основном — мини-футболу и ручному мячу. Возвращаясь к проблемам плавания, скажу, что отличным подспорьем для работы стал запуск в строй лягушатника с тремя ваннами для занятий маленьких детей. У спортивных сооружений имеется такой статистический показатель — человекопосещение. У «Спартака» он составляет 400 тысяч в год. А за 50 лет по нашим подсчетам получилось 11 миллионов! А ведь каждое такое посещение несет определенный результат: человек укрепляет свое здоровье, повышает жизненный тонус, сбрасывает негативные эмоции. Да, конкуренция сейчас возросла, люди получили возможность выбирать бассейн ближе к дому, где им удобнее. И мы это чувствуем. Но «Спартак» — наш любимый ветеран в ряду спорткомплексов — продолжает приносить пользу. В спортклубе профсоюзов этому объекту уделяется повышенное внимание, стараемся поддерживать его в работоспособном состоянии. Пятьдесят лет прошли не зря, а впереди — новые свершения на благо жителей города и воронежского спорта.

 

Автор статьи: admin

Комментарии 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.