Если хочешь стать настоящим футболистом, от многого придется отказатьс


— Юра был моим лучшим другом, — едва сдерживая слезы, говорит Владимир Иванович. — Я должен был подменить его, поддержать ребят. Да и не чужой для меня этот вид спорта. Четверть века я играл в «Динамо», затем тренировал эту команду. После судил хоккей с шайбой и футбол. Так что опыта, как вы понимаете, достаточно.
И вот теперь, спустя годы работы со взрослыми командами, Карманову в воспитанники достались дети. Знающие люди говорят, что такой переход крайне непрост.

Что интересно: дети и родители платят Карманову той же монетой — любовью и уважением. Например, самый младший воспитанник команды, восьмилетний Иван Кондратенко, который вместе с Шараповым мечтает о чемпионате мира, не скрывает того, что тренер порой бывает строг, но справедлив. «Да, он иногда ругается, — признается Иван. — Но чаще это касается старших ребят, а не меня. Значит, я веду себя правильно».
Отец же Ивана Илья вообще благодарен Карманову за его строгость и требовательность:
— У Вани с детства была проблема — косолапость. Мы начали с футбола, затем добавили борьбу. Занятия спортом этот дефект у парня заметно исправили. Спасибо тренерам! Да и Ване все это нравится.

По большому счету, эта секция является своего рода кузницей кадров. Мальчишек, которые выделяются в команде и начинают показывать результат, отдают в более сильные клубы.
— Не жалко? — спрашиваю я Карманова.
— Нет, — отвечает Владимир Иванович. — Ребята должны профессионально расти. У нас нет большого футбольного поля, поэтому занимаемся на искусственном мини-газоне. В других же клубах они смогут выступать хотя бы в первенстве города. Мы бы и свою команду могли сделать, но все упирается в поле. На «Динамо» есть замечательный стадион, шикарное дренажное покрытие, но дорогостоящий дерн уже в течение многих лет купить не могут.
Но, видя горящие глаза мальчишек, тот азарт, с которым они сражаются — пусть на маленьком искусственном поле, — я понимаю, что им не важно, где играть, важно — во что.
— У сына, кроме футбола, нет никаких интересов, — рассказывает мама Ильи Шарапова Ирина. — Иные дети спят с плюшевыми мишками, а мой сын — с футбольным мячом. Единственное, что его может отвлечь от футбольной темы, — школа, где он учится очень даже неплохо. А вот между прогулками и футболом он всегда выбирает второе. Здесь вдоволь нагуляется и набегается. Да и для здоровья полезно.
— Вас здесь все устраивает?
— Жаловаться не на что. Юрий Семенович был для ребят и тренером, и папой, и дедом. Его уход стал для всех нас тяжелой потерей. Но и Владимир Иванович — замечательный тренер, душевный и отзывчивый человек.
Карманов действительно относится к своей (замечу — общественной) деятельности не как к работе.
— Это удовольствие в квадрате, — признается Владимир Иванович. — Я рад отдавать детям свой опыт и душу, хочу помочь им вырасти в больших футболистов.
— Говорят, что в футбол играют миллионы, а настоящими футболистами становятся единицы. Вы с этим согласны?
— Безусловно. Если ты хочешь стать настоящим футболистом, то с малых лет нужно серьезно относиться к занятиям, впитывать все то, что тебе говорит тренер, отказаться от многого ради футбола. В нашей группе есть перспективные ребята, но им нужно еще расти и расти. Если хотя бы один из них в будущем попадет в команду мастеров, я буду удовлетворен своей работой. Значит, не зря вкладывал в них свою душу. Коль ребенок уже в девять лет мечтает о чемпионате мира, значит, у него большое будущее. Есть, конечно, и те, кто воспринимает занятие здесь как игру. Но таких меньшинство.
— А конфликтные моменты случаются?
— Всякое бывает. Могут и обозвать за спиной, и гадость сказать. Но я стараюсь все это сглаживать. Это же дети, у которых одним неправильным словом можно отбить все желание заниматься футболом.
— А вы могли бы потянуть более многочисленную по составу группу?
— Теоретически — да. Но на нашей маленькой площадке принять большее количество ребят вряд ли получится. Так что 14 человек — это, пожалуй, предел для нынешних условий.
Тренировка закончилась. Судя по унылым лицам мальчишек, их это расстроило. Кстати, что интересно: некоторые из них ради встречи с представителем прессы специально приехали из лагерей и из бабушкиных деревень. Хотя, как мне кажется, просто воспользовались возможностью лишний раз побывать на тренировке. Ведь все они очень любят игру под названием футбол.
— Мы сегодня много говорили о позитиве, — подытожил я напоследок. — Но ведь есть, наверное, и негативные моменты, которые мешают дальнейшему развитию?
— Есть, конечно. Прежде всего, это поле. Искусственная поляна очень травмоопасна, да и мышцы на ней по-иному работают. Форму и мячи, согласитесь, не должны покупать родители, скидываясь на командный общак. Хотя на спортобщество «Динамо» грех жаловаться. Нам предоставляют возможность тренироваться на этом поле, зимой три раза в неделю мы имеем в своем распоряжении зал. И все-таки мы мечтаем о натуральном газоне. Тогда и чемпионат мира станет для наших ребят не мечтой, а реальностью.