Геннадий Семин: «Не могу тренировать тех, кто готов довольствоваться м

В разгар новогодних праздников редакцию «Игрока» с дружественным визитом посетил легендарный полузащитник и плеймейкер «Факела» Геннадий СЕМИН, любезно согласившийся вспомнить о завершении игровой и начале тренерской карьеры.

НЕ ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ

— После ухода из клуба Новой Усмани я пока без работы, — с грустью констатировал Геннадий СЕМИН. — Конечно, хотелось бы еще реализовать свои задумки с командой мастеров, но пока предлагают только работу с детьми. А я сомневаюсь: ведь здесь нужен особый подход.

— А как оцените итоги своей деятельности в «Олимпике»?

— Больших задач руководство не ставило, но мы, естественно, в каждом матче стремились побеждать. Отработал в Новой Усмани полтора года и все это время ставил перед ребятами цель быть как минимум в тройке. В первом сезоне финишировали восьмыми, хотя всего одного очка не хватило для того, чтобы занять пятое место. Во втором первенстве доработать до финиша уже было не суждено. Хотелось создать боеспособную команду, в которой ребята повышали бы свое мастерство и получали удовольствие от футбола. Считаю, что многого удалось добиться. Ведь я собрал всех игроков, которых хотел видеть в своем коллективе. Нам просто не хватило немного времени, а также — терпения руководства. Время работы в «Олимпике» вспоминаю с удовольствием: в той команде выступали хорошие игроки, и демонстрировали они тот футбол, который я люблю.

— То есть работа с молодежью, в большинстве случаев занятие неблагодарное, вас не смущала?

— Да какие они молодые? 18-20 лет — это же тот возраст, когда надо играть на хорошем уровне. Вот я и старался добиться того, чтобы люди не просто бегали, но и думали на футбольном поле. Добиться этого непросто, здесь нужно время, а самое главное — желание самих ребят добиваться результата и расти в профессиональном плане. Вот вроде все рассказываешь, объясняешь и показываешь, а до людей сразу не доходит. Сначала выполняют то, что нужно, а потом начинается отсебятина. Я на первом же командном собрании сразу сказал парням о том, что они не должны ставить на себе крест. При определенных способностях и везении всегда можно выйти на более высокий уровень. К тому же я в принципе не могу тренировать тех, кто готов довольствоваться малым. Поэтому было приятно, когда наши футболисты попадали в сферу интересов профессиональных команд. Всегда отпускал их на просмотр.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

— А если вспомнить еще и воронежское «Динамо», как вообще вам удалось реализовать свои тренерские амбиции?

— Для меня это был первый опыт. Вчера еще был игроком, а сегодня — уже тренер. Но мне было очень интересно попробовать реализовать в деле свои знания и задумки.

— Геннадий Владимирович, а за выступлениями «Факела» следите?

— Нет. Года два назад был на одном матче — если честно, не понравилось. Мне интересно посмотреть на нестандартные действия какого-то конкретного игрока. Но ничего такого я не увидел.

— Вы в свое время поработали с Курбаном Бердыевым, нынешний взлет этого специалиста не удивляет?

— Нет, это тренер очень высокого уровня. Для Курбана Бекиевича характерна жесткая дисциплина в команде. Могу привести такой пример: некоторые наставники проводят установку перед игрой по 40 минут, а то и больше. А у Бердыева она продолжалась от силы пять минут: чтобы объявить состав и указать определенные тонкости противостояния с конкретным противником, этого вполне хватало. Причем объяснялось все лаконично, доходчиво и просто. А все остальное, что нужно, уже было сделано во время основательного подготовительного процесса. Бердыева принято считать фартовым тренером, но, если человек много и вдумчиво работает, это всегда приносит хороший результат. Единственное, что меня удивляло, так это то, что Бердыев сам был техничным футболистом, с акцентом на атаку. А как тренер игру своей команды он построил от обороны. Правда, ставка всегда делалась на индивидуальное мастерство хороших футболистов, которых он приглашал в свою команду. За счет этого и делался результат.

НАСТУПАТЬ НА ГОРЛО

— Вас в «Рубине» Бердыев как-то ограничил в тактических схемах?

— Нет. Он мне сразу сказал, что пригласил для того, чтобы я отдавал голевые обостряющие передачи. Так что никаких ограничений не было, я играл на своей привычной позиции — в центре полузащиты. Еще запомнилось, как главный тренер добивался слаженности в линиях. На занятиях он буквально водил игроков за руки, объясняя тонкости игры обороны в линию. Так у защитников вырабатывалось взаимопонимание и чувство плеча друг друга.

— В таких закрытых командах, как у Бердыева, творческим футболистам играть легче или сложнее?

— В том-то и парадокс, что, при акценте на оборонительную тактику, у Бердыева обязательно есть игроки, которые умеют хорошо созидать. В первом дивизионе это было еще не так заметно, а в премьер-лиге стало приносить отличный результат. По принципу: не пропустил — не проиграл.

— Сам по себе Бердыев создает впечатление угрюмого специалиста, практически не общающегося с прессой. Но вы видели его в других ситуациях, какой он на самом деле?

— Нормальный. Никакого высокомерия, просто общается с футболистами, на тренировках может пошутить. При этом все в команде понимают, что ни на секунду нельзя расслабляться. Понятно, что в идеале хотелось бы получать удовольствие от работы и добиваться побед. Но жизнь, как правило, показывает, что частенько для достижения результата приходится наступать на горло собственной песне.

— Раз коснулись этой темы, скажу, что на моей памяти одна из самых симпатичных команд была в Воронеже в середине 90-х годов прошлого века. В 1997 году играл «Факел» здорово, только в высшей лиге не задержался. Это и есть подтверждение ваших слов?

— Да уж, состав у нас был хороший, нам доставляло удовольствие выходить и взаимодействовать друг с другом на поле.

— Но ведь получается, что красивый и техничный футбол, который доставлял эстетическое удовольствие, оказался никому не нужен.

— Даже не знаю, что здесь можно сказать. Там был целый комплекс причин, может быть, где-то везения нам не хватило.

— А на чьей стороне ваши симпатии в премьер-лиге?

— Я всегда болел за московское «Динамо», но сейчас оно выступает в первом дивизионе. Что касается элиты, то интересно следить за игрой «Зенита». Хотя сказать, что игра какой-то команды вызывает у меня особые симпатии, я не могу.

НЕ СУДЬБА

— Вам довелось поиграть со многими партнерами, а кто из них был самый прикольный или заводной?

— Были такие в «Факеле» в 2000 году. Александр Гришин и Виталий Сафронов постоянно шутили, все время находились в хорошем настроении. Я у них, кстати, многому научился. Ведь такие люди очень важны для команды, создают особый микроклимат. А мы в тот год очень дружно жили, постоянно выезжали на отдых, практически всей командой собирались в неформальной обстановке, отдыхали.

— И какой же сезон считаете лучшим в своей карьере?

— 1999 года, когда меня признали лучшим игроком первого дивизиона. Если честно, мне в «Факеле» всегда было комфортно. Предложений — чего уж тут скрывать — всегда было много. При желании я бы мог менять команды каждый год. А мне нравилось в Воронеже: отличный город, хороший стадион, великолепные болельщики. Я такой человек, который не любит скакать с места на место, подчас даже в ущерб своему финансовому благосостоянию. Мне в «Факеле» было комфортно, импонировал атакующий стиль игры.

— Так почему тогда ушли зимой 2000 года?

— Не хочу ворошить прошлое. Скажем так: в тренерском штабе засомневались в моих возможностях. Тогда я понял, что надо что-то менять, и согласился на предложение из Элисты. «Уралан» тогда решал задачу выхода в премьер-лигу, да и с тренером Сергеем Павловым интересно было поработать. Потом была Казань, где я поиграл в команде с очень сильными футболистами, приобрел новых друзей. После «Рубина» решил вернуться домой, тем более что Сергей Савченков позвал назад в «Факел». Очень хотелось завершить игровую карьеру именно в воронежском клубе, но не судьба. Съездил с командой на два сбора, а потом позвонил покойный Александр Дондер (царствие ему небесное) и сказал, что меня в команде не желает видеть один человек, мнение которого все решает. Насколько я понял, это был президент клуба. Правда, с Эдуардом Саенко мы вообще не знакомы, поэтому даже не знаю причины такого отношения. В итоге поехал в Белгород к Валерию Нененко, который собирал в «Салюте» хорошую команду, пригласил Сафронова, Гришина, Бескровного. А после Белгорода вернулся в Воронеж, причем опять к Нененко, на этот раз в «Динамо», которое выступало в третьем дивизионе. Там и состоялся мой переход на тренерскую работу, о чем я уже вспоминал.

— Спасибо за общение, чего вы можете пожелать читателям в наступившем году?

— От всей души поздравляю всех любителей футбола. Желаю всем здоровья, успехов, чтобы воронежский футбол в новом году приносил вам только радость. И благодарю всех за искреннюю поддержку. 

 

Автор статьи: admin

Комментарии 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.